13.04.2022
Под манипулятором понимается отдельно устанавливаемое устройство, на автомобильное шасси, реже на гусеничное или стационарно и предназначенное для подъема или переноса грузов на это же автошасси или в другое место.
В данном случае мы рассматриваем автомобильные краны-манипуляторы, которые устанавливаются на автомобильные грузовые шасси и служат для загрузки грузов на платформу, находящуюся на этом же шасси для перевозки и разгрузки в другое место.
КМУ или крано-манипуляторная установка устанавливается на шасси грузовика или автомобиля и является по сути отдельным краном со своей системой управления гидравликой и пультом управления. Обычно КМУ состоит из: выдвижной стрелы типа крана, устройство захвата типа крюк и тросы, системы управления типа гидравлические рычаги и блок электроники, силовой установки (гидравлический насос высокого давления), рама и опоры для закрепления манипулятора о поверхность.
КМУ бывают гидравлические и пневматические, что подразумевает из себя собственно рабочее тело либо сжатый воздух либо специальную гидравлическую жидкость (по типу жидкого трансмиссионного масла).
Виды КМУ:
- Гидравлические
- Консольные
- Полупантографы
- Пантографы
- Вакуумные подъемники
В народном хозайстве наиболее востребованными манипуляторами являются гидравлические КМУ, которые устанавливаются на шасси грузовых или легковых автомобилей. Манипуляторы используются популярностью потому что сочетают в себе относительную компактность и возможность подъема груза и перевозки груза.
По типу складывания треды манипуляторы делятся:
- С телескопической или выдвижной стрелой (наиболее популярные)
- Со складывающейся L-стрелой
- Со складывающейся Z-стрелой
Вынос, угол наклона и длина стрелы манипулятора определяют массу груза и расстояние на которую КМУ могут этот груз передвинуть. Обычно для определения массы строят диаграмму грузоподъемности по которой оператор манипулятора может правильно определить например как выдвигать стрелу и на какой угол допустимо поднять такой то груз.